Византийский стиль в интерьере

Содержание

Византийский стиль в интерьере, неовизантийский

Византийский стиль в интерьере

Зародившийся в далёком IV веке византийский стиль отличается яркостью красок, большим количеством золота и некоторой показной вычурностью. Его округлые своды, купола, арочные окна и аркады на колоннах в форме шара из фасадов соборов со временем «перекочевали» внутрь домов, превратившись в узнаваемые элементы декора интерьера в византийском стиле.

История византийского стиля

Распад в IV веке некогда могущественной Римской империи и перенос императором Константином собственной резиденции в греческую Византию привели к тому, что центром политическое, общественной и экономической жизни державы стал восточный Константинополь. Именно здесь искусство римлян, обогащенное восточными традициями, переродилось в абсолютно новую культуру – византийскую.

Гостиная в византийском стиле

Продолжая традиции предшественников, византийский стиль впитал в себя традиции и культуру завоеванных народов. Определяющей чертой нового направления стал синтез традиций загадочного Востока и императорского Рима. Господствующая христианская идеология отразилась на архитектуре.

Благодаря Византии, мировое зодчество пополнилось новыми типами конструкций: центрической церковью с куполом на опорах, купольной базиликой и крестово-купольной системой.

К византийскому периоду относят и начало строительства монастырей за пределами города, представляющими собой целые комплексы из культовых сооружений, домов и хозяйственных построек.

Унаследовав римские арки и своды, византийские архитекторы не переняли у предшественников бетонную технику и продолжали строить из обтесанного камня и кирпича.

На смену обилию скульптур и фресок на стенах пришли восточное буйство красок, мозаики и дробность архитектурной формы.

С течением времени влиянию нового направления в искусстве поддались другие страны западной Европы, Россия, и Балканы.

Главные черты византийского стиля

Деревянное кресло-трон в византийском стиле

Элегантность формы и богатство внешнего вида – основополагающие характеристики византийского стиля. По большому счёту все главные достижения эпохи относятся к архитектуре.

Яркую цветовую гамму направление позаимствовало на Востоке, а простоту формы мебели – у римлян.

Причём, не создавая ничего нового, византийский стиль, упростивший римскую мебель, даже оказал влияние на последующие направления в искусстве: готический и романский стили.

Мозаика как элемент византийского стиля

Среди декоративных орнаментов преобладают христианские мотивы: голубь, монограмма Христа, барашек и рыбы, а растительный декор объединяет символы разных эпох и культур: лавровый лист, ветви оливы, арабески, трилистники, ленточные сплетения и просто вьющиеся растения.

Именно в период существования государства Византия стены начали обшивать деревянными панелями, каменную кладку – скрывать под штукатуркой, а арочные проёмы – завешивать занавесями.

Византийский стиль в интерьере

Спальня в византийском стиле

Помпезность и роскошь отличают интерьер в византийском стиле, стилизация помещения в котором предполагает использование серебра, золота, мрамора, цветного стекла, слоновой кости и полудрагоценных камней.

В отделке зданий используют мраморную плитку, натуральный камень и штукатурку. Стены нередко обшивают деревянными панелями, плитами, имитирующими мрамор, или шёлком.

При декорировании помещения большое внимание уделяется тканям, из которых шьют скатерти, занавеси, покрывала, наволочки, обтягивают ими абажуры и завешивают арочные проёмы там, где нет межкомнатных бронзовых или железных дверей.

Историческая простота мебели в византийском стиле компенсируется яркостью тканей, отделкой золотом и слоновой костью, инкрустациями полудрагоценных камней и смальты. Особенно эффектно смотрится роскошный балдахин из ткани с золотыми нитями. Вся мягкая мебель должна иметь яркую обшивку, а диваны – множество подушек.

Интерьер в византийском стиле

В качестве напольного покрытия используют плитку, имитирующую старину, а двери и оконные проёмы украшают орнаментами с виноградными листьями. Декорировать помещение в восточном стиле в наши дни весьма просто, в этом помогут:

  • простая по форме мебель с яркой обивкой;
  • восточные ткани;
  • большое количество подушек;
  • растительные орнаменты вокруг окон и дверей;
  • золочёные светильники на цепи;
  • персидские ковры.

При всей своей кажущейся простоте интерьер в византийском стиле – это всегда дорого и изысканно. Яркость красок на золотом фоне придают помещению особо праздничный вид, что, конечно же, не может не отразиться позитивно на настроении домочадцев.

Источник: http://h-sw-h.com/interer/style/vizantijskij-stil.html

Отражение византийского стиля в интерьере современного жилища

Византийский стиль в интерьере

  • Суть эпохи
  • Что делать со стенами?
  • Вопросы текстиля
  • Подбор мебели

Богатое убранство дома свойственно просторным комнатам. Для их наполнения не нужна скромность и простота.

Потому в особняках и современных коттеджах хозяева часто воплощают византийский стиль в интерьере. Сформированный на стыке Римской и Восточной культур, он вобрал лучшие черты той и другой.

Как же гармонично вписать древние веяния в современный интерьер? На этот вопрос можно будет ответить, завершив прочтение данного материала.

Суть эпохи

Приближенность к религиозным канонам накладывает свой отпечаток на формирование жилого пространства. В стилистике находят свое применение такие элементы, как:

  • арки;
  • крестообразные формы;
  • мозаики;
  • витражи.

Популярно украшение стен фресками с изображением христианских мотивов. Это могут быть:

  • библейские сцены;
  • лики святых;
  • барашки или голуби;
  • различные сакральные растения, такие как лавр, оливковые ветки, трилистники;
  • венки, украшенные лентами.

Во время развития Византии дома строились из отесанных камней. Потому открытая каменная кладка не станет неуместной в данном стиле. Но это не означает веяния лофт. В случае византии нужно создать имитацию каменных глыб:

  • внушительных;
  • монументальных;
  • как сама империя.

К тому же данной эпохе свойственна обшивка деревом и шелковым полотном.

Что делать со стенами?

Настенное пространство может быть представлено в нескольких вариациях:

  • поверхность, оштукатуренная грубой штукатуркой;
  • стена, обтянутая полотном;
  • открытая кладка;
  • тканевые обои;
  • стена, завешанная коврами.

Последний мотив более свойственен восточным моделям дизайна. Но византийский стиль стал отражением востока. Поэтому обязательно в нем присутствие ковров как на стенах, так и на полу. Приобретать ковры лучше светлых тонов или темные с броским орнаментом. Ворса должна быть пушистой.

Если изделие не вызывает желания к себе прикоснуться, значит стилистика далека от оригинала.

Актуально устройство настенных ниш. Они могут быть в виде полок или шкафчиков. Открытые проемы обрамляются подсветкой в мягких, теплых тонах. Закрытые ниши представляют собой встроенные шкафы. Их закрывают с помощью резных, деревянных дверок с позолоченными ручками. Такой элемент оформления является одновременно функциональным и декоративным.

Вместо фресок можно использовать обычные картины. Желательно приобретать модульные полотна. Они придадут пространству живости, сделав акцент на современности.

Цвета применяются в основном теплые и темные:

  • охра;
  • шоколадный;
  • персиковый;
  • цвет корицы;
  • сепия.

Реже используются оттенки синего и серого цветов. Они присущи более позднему периоду, когда византийский стиль стали разбавлять английской классикой.

Обрамление деревянными панелями должно идти по всей поверхности стены. Сочетание дерева и текстиля в отделке стен свойственно классике и необороко. Цвет доски лучше подбирать темный. Состаренное дерево в данном случае не подойдет. Панели должны быть лакированными. Можно использовать резьбу и вставки мрамора.

Вопросы текстиля

Как мы знаем одной из гордостей востока являются его ткани. Потому текстиль в византийской трактовке интерьерных решений применяется в огромных количествах.

Главным элементов таких интерьеров являются шторы. Причем, зашторивались не только оконные проемы. Отделение занавесками относится к:

  • дверным проемам;
  • перегородкам;
  • балдахинам над кроватями и диванами;
  • полотнам, скрывающим стеновые ниши.

Ткани отличаются легкостью, прозрачностью, фактурой. Объединяет их высокое качество и богатая инкрустация. Украшает текстиль:

  • золотая и серебряная вышивка;
  • драгоценные и полудрагоценные камни;
  • жемчуг.

Мебель в таких интерьерах практически вся имеет мягкую обивку. Поэтому важно соблюсти единую гамму тонов материалов и стиль их рисунка. Все мотивы комнаты должны быть подчинены одному веянию. Хотя дизайн и создается слегка кричащим, это не должно отражаться в разноплановости тканевых композиций.

Подбор мебели

Вариантов для меблировки данного пространство два. Первый, это использование сдержанной, строгой и функциональной конструкции римлян. Второй, применение низких, мягких, располагающих к беседе и отдыху восточных пуфов и сидений.

В первом случае материалом служит дерево. Причем, если элитная порода не подходит по цене можно приобрести модель из обычной сосны.

Главное в дизайне:

  • сдержанность;
  • четкость линий;
  • отсутствие рисунка или резьбы;
  • функциональность.

Мебель восточной направленности кардинально отличается. Она должна быть крайне удобной для полулежащего положения. Диваны и кресла отличаются большой шириной сидений, обилием подушек и мягкостью подлокотников.

Современные мебельные фирмы выпускают целые коллекции под данный стиль. Так как такая мебель пользуется спросом даже для комбинированных стилевых композиций.

В итоге мы можем заметить, что византийский стиль в интерьерах это соблюдение грани между сдержанностью и помпезностью.

Он отражает суровость римлян и веселую открытость восточных людей. Потому для формирования подобных решений необходимо проникнуться традициями тех времен.

Особенно такие интерьеры подойдут для создания гостиных и спален. В обоих необходимо расслабление. А византийские краски и удобство насытят им комнату сполна.

Источник: https://okomnate.ru/stili-intererov/vizantijskij.html

Византийское искусство как основа развития мировой средневековой культуры

Византийский стиль в интерьере

Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры.

В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре.

Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г.

 Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв.

Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

На месте античного города Византия был возведён Константинополь — новая столица Римской империи.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.

Иконы в византийском стиле

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.

Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.

Современные проявления направления

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.

Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре.
На территории страны возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества.

Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично.

Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.

Икона-покровитель и Михаил

Архитектурные особенности

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.

Сербское подворье в Москве

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.

Керченский историко-археологический музей

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.

Храм Христа Спасителя в Москве

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.

Реконструированная синагога в Германии

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич.

Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили.

 Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в.

Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты.

Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.

Интерьер

Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.

В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари.

 Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки.

Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.

Базилика Сан-Витале

Цвета

Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие.

 Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью.

Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.

Церковь Сан-Витале

Материалы

В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором.

Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.

Полы и стены

Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.

Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.

Окна

Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.

Декор и аксессуары

Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами.

 Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла.

Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.

Собор Святой Марии в романско-византийском стиле

Дизайн спальни на мансарде: особенности планировки и предпочитаемые отделочные материалы.

Обои Касторама: что это такое и в чем их преимущества читайте тут.

Дизайн ванны с окном: http://trendsdesign.ru/home/vannaya-komnata/oformlenie-vannoj-komnaty.html

Заключение

Византийское искусство оказало значительное воздействие на средневековое искусство многих стран.

Черты данного стиля ярко прослеживаются во многих более поздних направлениях, таких как готика или романский стиль. Византийское искусство отличается особой помпезностью, яркостью и богатством.

В этом направлении органично сочетались христианские, античные и восточные элементы.

Рекомендуем также ознакомиться со стилем Бидермейер.

Источник: http://TrendsDesign.ru/interiorstyles/ethnic/vizantijskij/vizantijskoe-iskusstvo.html

Византийский стиль в архитектуре России

Византийский стиль в интерьере

Историческое и культурное значение Византии трудно переоценить. В России византийское наследие можно обнаружить как в духовной, так и материальной сферах жизни.

Взаимодействие культур пережило несколько этапов, и даже в современной культуре и архитектуре есть приметы этого влияния.

В глобальном смысле русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии.

Истоки византийского стиля

Распад Римской империи в 395 году привел к возникновению новой империи, впоследствии названной Византией. Она по праву считается преемницей античных традиций, культуры и мудрости.

Византийский стиль возникает как результат концентрации существующих архитектурных приемов. Зодчие нового государства сразу поставили себе задачу превзойти римские достижения.

Поэтому, органично впитав все лучшее, что было изобретено римлянами и греками, создают новые шедевры, принимают вызов времени и находят новые конструктивные и планировочные решения.

Формирование византийской культуры происходило не только на воспроизведении и улучшении античного греко-римского опыта, но и связано с сильным восточным влиянием, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновывается восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии также необходим собственный антураж. Эти задачи решают лучшие художники мира, которые стекаются в Константинополь и создают уникальные произведения, которые и становятся новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Черты византийского стиля

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве.

Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика.

Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это привело к формированию отличительной черты византийских построек – облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.

Византийский стиль ассоциируется с крестово-купольным типом собора. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания, так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности. Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом, – также важная примета византийских построек.

Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, – это еще одна особенность византийских строений. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

Влияние Византии на средневековую архитектуру

В средние века влияние Византии распространилось на все страны Европы, оно было политическим, экономическим и духовным. Византийский стиль в архитектуре средневековья оказался мощным ресурсом обновления.

Италия в большей мере восприняла новшества византийской архитектуры: новый тип храма и технику мозаики. Так, средневековые храмы в Равенне, на острове Торчелло, в Палермо стали знаками этого византийского влияния.

Позже тенденции распространяются и на другие страны. Так, собор в Ахене в Германии является примером византийского влияния через призму итальянских мастеров.

Однако наиболее мощное воздействие Византия оказала на те страны, которые приняли православие: Болгарию, Сербию, Армению и Древнюю Русь.

Здесь происходит настоящий культурный диалог и обмен, который приводит к значительной модернизации существующих архитектурных традиций.

Влияние Византии на зодчество Древней Руси

Всем известна история о том, как русская делегация, посетившая Рим и Константинополь в поисках подходящей религии, была потрясена красотой собора Святой Софии, и это решило исход дела. С этого времени начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую землю.

Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде. Византийский стиль в архитектуре храмов появился благодаря тому, что целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны.

Также немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера, начиная с 10-го века, не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их, дополняя решениями и деталями, необходимыми местным храмам. Традиционный крестово-купольный византийский храм на Руси обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости.

Для создания построек в новом стиле появляются сопутствующие ремесленные направления: изготовление кирпича, литье колоколов, иконопись, – все это имеет византийские корни, но перерабатывается русскими мастерами в духе национального искусства.

Ярчайшим примером такой переработки является Собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма становится пятинефной и еще обстраивается галереями, а пять глав дополняются еще 12 малыми главками.

Византийская модель храма

Византийский стиль в архитектуре, особенности которого мы рассматриваем, базируется на новаторской планировке храма.

Его особенности родились из чисто утилитарных потребностей: увеличение пространства храма, простое соединение купола и основания, достаточная освещенность.

Все это привело к тому, что сформировался особый тип сооружений, который впоследствии поменял всю храмовую архитектуру мира. Традиционный византийский храм имел квадратное или прямоугольное основание, крестово-купольную конструкцию.

К центральной части примыкают апсиды и галереи. Увеличение объема приводило к появлению внутри дополнительных опор в виде колонн, они разделяли собор на три нефа. Чаще всего классический храм имел одну главу, гораздо реже 5. Окна с арочным проемом объединялись по 2-3 под общей аркой.

Черты византийского стиля в русском храмовом зодчестве

Первые постройки храмов новой церкви были по русской традиции, греки не могли повлиять на них, так как свои храмы они возводили из кирпича и камня. Поэтому первое нововведение – это многоглавие, которое активно внедрялось в архитектурные решения.

Первая каменная церковь на Руси появляется в конце 9-го века и имеет крестово-купольную конструкцию. До наших дней храм не дожил, поэтому говорить о его специфике невозможно.

Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи.

Сегодня византийский стиль в России, фото построек которого можно увидеть во многих путеводителях, представлен несколькими главными регионами. Это постройки в Киеве и Чернигове, Новгородский район, Печеры, Владимир, Псковщина.

Здесь сохранилось немало храмов, которые имеют явные византийские черты, но являются самостоятельными постройками с уникальными архитектурными решениями.

К наиболее известным можно отнести Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкую церковь в Печерском монастыре.

Византийский стиль в европейской архитектуре

Государство Византия, просуществовавшее более 10 веков, не могло не оставить свой след в мировой истории. В архитектуре Европы и сегодня можно увидеть зримые черты византийского наследия.

Наиболее богат заимствованиями и преемственностью период средневековья, когда зодчие берут на вооружение новаторские идеи коллег и строят храмы, например, в Италии, которая более всего оказалась восприимчивой к византийскому влиянию.

Мощное влияние на Венецианскую республику оказали художники, приехавшие из Византии, и огромное количество артефактов, привезенных сюда после захвата Константинополя. Даже собор Сан-Марко в Венеции включает немало византийских мотивов и предметов.

Не менее важную роль сыграла архитектура Византии и в эпоху Возрождения. Господствующий центрально-купольный тип сооружения, который пришел из этой страны, получает повсеместное распространение.

Черты византийских храмов можно обнаружить не только в культовых зданиях, но и в светских постройках. Зодчие, от Брунеллески до Браманте и А. Палладио.

Отчетливо видны элементы и конструктивные решения византийцев в таких знаменитых постройках, как соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Пантеона в Париже.

Византийский стиль в европейской архитектуре как таковой не сложился, если не брать в расчет православные страны, но элементы этой системы зодчества видны до сих пор, они переосмысливаются, модернизируются, но являются той базой, на которой вырастает архитектура Европы. Византия стала местом сохранения античных традиций, которые затем вернулись в Европу и стали восприниматься ею как свои исторические корни.

Формирование русско-византийского стиля

Византийский стиль в русской архитектуре складывается в результате многовекового переосмысления и переработки идей зодчих из Константинополя. Формируется этот стиль, в котором уже на равных сосуществуют восточные и русские идеи, в середине 19-го века.

Именно тогда начинается расцвет архитектуры, в которой достижения византийских зодчих творчески переработаны, дополнены и по-новому применены.

Поэтому Византийский стиль в России 19-го века – это не копирование достижений Константинополя, а создание построек «по мотивам», с большим включением собственно русских идей.

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период – 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы – это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки.

На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями.

В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.

Отражение византийского стиля в интерьере

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Для интерьеров в византийском стиле характерна богатая декорированность, использование дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева. Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Отражения византийского стиля в русской архитектуре 19-го века

Самый яркий период в архитектуре, основанной на традициях Константинополя, приходится на середину 19-го века. В это время византийский стиль в архитектуре Петербурга становится ведущим.

Ярчайшими примерами сооружений в этом стиле являются Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани (Косякова и Пруссака), Греческая церковь Дмитрия Солунского (Р. И. Кузьмина), Торговый дом Штоля и Шмита (В. Шретера).

В Москве это, конечно, постройки Тона: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.

Византийские мотивы в архитектуре 20-го века

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова.

На рубеже 20-21-го веков складывается так называемый «второй русско-византийский стиль», который появляется в новых храмовых постройках.

К нему можно отнести такие соборы, как Пантелеймоновский храм в Ижевске, Храм Рождества Христова в Омске, церковь Рождества Христова в Москве и многочисленные постройки во всех уголках страны.

Это свидетельствует о том, что идеи Византии глубоко проникли в русскую культуру и сегодня уже неотделимы от нее.

Современные постройки в византийском стиле

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений.

Они, безусловно, переосмысливаются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что сегодня жив византийский стиль в архитектуре России.

Примеры тому можно найти во многих городах страны: это Храм Святых жен-мироносиц в Санкт-Петербурге, Никольская церковь в Надыме, Серафимовская церковь в Муроме и др.

Источник: http://fb.ru/article/246801/vizantiyskiy-stil-v-arhitekture-rossii

Отражение византийского стиля в интерьере современного жилища

Византийский стиль в интерьере
≡  26 Март 2016   ·  Рубрика: Стили интерьера   

Богатое интерьер дома характерно свободным комнатам. Для их наполнения не требуется застенчивость и обычность.

Потому в домах и коттеджах в современном стиле владельцы часто выполняют византийский образ в оформлении. Сформированный на соединении Римской и Восточной культур, он вобрал лучшие линии той и иной.

Как же идеально включить древние направления в интерьер в современном стиле? На данный вопрос можно будет дать ответ, завершив прочтение этого материала.

Суть эпохи

Приближенность к религиозным канонам налаживает собственный отпечаток на становление жилищного пространства. В стилистике находят собственное использование подобные компоненты, как:

  • арки;
  • крестообразные формы;
  • мозаики;
  • витражи.

Распространено украшение стен фресками с рисунком христианских мотивов. Это могут быть:

  • библейские сцены;
  • лики святых;
  • барашки или голуби;
  • разные сакральные растения, например лавр, оливковые веточки, трилистники;
  • венки, украшенные лентами.

Во время формирования Византии дома возводились из отесанных камней. Потому открытая кладка из камня не станет неудобной в этом стилевом решении. Но это не значит направления loft. На случай византии необходимо сделать имитацию каменных глыб:

  • впечатляющих;
  • монументальных;
  • как сама империя.

Также этой эпохе характерна обшивание при помощи дерева и шелковистым полотном.

Что сделать со стенками?

Настенное пространство может быть представлено в нескольких вариантах:

  • поверхность, оштукатуренная грубой штукатуркой;
  • стена, обтянутая полотном;
  • открытая укладка;
  • обои на основе ткани;
  • стена, завешанная коврами.

Заключительный мотив более характерен восточным моделям дизайна. Но византийский образ стал отражением востока. И поэтому непременно в нем наличие ковров как на поверхности стен, так и на полу. Приобретать ковры лучше светлых оттенков или темные с броским рисунком. Ворса обязана быть пушистой.

Если изделие не вызывает желания к себе прикоснуться, значит стилевая позиция далека от оригинала.

Важно устройство настенных ниш. Они бывают в виде полок или шкафов. Открытого типа проемы обрамляются подсветкой в мягких, мягкие оттенки. Закрытого типа ниши собой представляют шкафы встроенного типа. Их закрывают при помощи резных, древесных дверок с позолоченными ручками. Элемент такого рода оформления считается одновременно функциональным и декоративным.

Взамен фресок можно применять обыкновенные картины. Лучше всего приобретать модульные полотна. Они дадут пространству живости, выполнив ударение на современности.

Цвета используются по большей части тёплые и темные:

  • охра;
  • шоколадный;
  • персиковый;
  • цвет корицы;
  • сепия.

Редко применяются цвета синего и серого цветов. Они свойственны более позднему периоду, когда византийский образ стали разбавлять британской классикой.

Обрамление панелями из дерева должно идти по всей стеновые поверхности. Комбинирование дерева и текстиля в стеновой отделке характерно классике и необороко. Цвет дощечки лучше выбирать темный. Дерево которое состарено в этом случае не подходит. Панели обязаны быть лакированными. Можно применять резьбу и вставки мрамора.

Вопросы текстиля

Как мы знаем одной из гордостей востока считаются его ткани. Потому текстиль в византийской трактовке интерьерных решений используется в больших количествах.

Основным компонентов таких интерьеров считаются занавеси для окон. Притом, зашторивались не только проемы окон. Отделение занавесями относится к:

  • проемам дверей;
  • перегородкам;
  • балдахинам над кроватями и диванами;
  • полотнам, прячущим стеновые ниши.

Ткани выделяются легкостью, проницаемостью, фактурой. Соединяет их высокий уровень качества и богатая инкрустация. Декорирует текстиль:

  • золотая и серебристая вышивка;
  • дорогие и полудрагоценные камни;
  • жемчуг.

Мебель в подобных интерьерах фактически вся имеет мягкую обивку. И поэтому главное исполнить общую гамму оттенков материалов и образ их изображения. Все мотивы комнаты обязаны быть подчинены одному веянию. Правда дизайн и формируется легонечко кричащим, это не должно отражаться в разноплановости тканевых композиций.

Выбор мебели

Способов для меблировки данного пространство два. Первый, это применение холодной, строгой и практичной конструкции римлян. Второй, использование невысоких, мягких, располагающих к беседе и отдыху восточных пуфов и сидений.

В первом варианте материалом работает дерево. Притом, если элитная порода не подойдет по стоимости можно купить модель из обыкновенной сосны.

Самое основное в дизайне:

  • выдержанность;
  • точность линий;
  • отсутствие изображения или резьбы;
  • практичность.

Мебель восточной направления радикально выделяется. Она обязана быть очень удобной для полулежащего положения. Диваны и кресла выделяются огромный шириной сидений, изобилием подушек и мягкостью подлокотников.

Сегодняшние мебельные компании выпускают целые коллекции под этот стиль. Так как подобная мебель пользуется популярностью даже для комбинированных стилевых композиций.

В конце концов мы можем увидеть, что византийский образ в интерьерах это выполнение грани между помпезностью и сдержанностью.

Он отображает суровость римлян и радостную открытость восточных людей. Потому для создания таких решений нужно проникнуться устоями тех лет.

В специфики подобные интерьеры подходят для изготовления гостиных и спальных комнат. В двоих нужно релаксация. А удобство и византийские краски насытят им комнату сполна.

О чем статья

  • Суть эпохи
  • Что сделать со стенками?
  • Вопросы текстиля
  • Выбор мебели

Источник: http://tooran.com.ua/stili-interera/otrazhenie-vizantijskogo-stilja-v-interere.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.